Для
того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила
композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов – типах
речи (описание, повествование, рассуждение).
Описание – это тип речи, целью
которого является изображение предмета, человека, животного или явления
действительности.
С
помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об
изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и
образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют
эстетические представления о мире.
В
тексте-описании обычно выражается:
1) общее
представление о предмете;
2) отдельные
признаки предмета;
3) авторская
оценка, заключение.
В
письменной речи различают описание деловое и художественное.
Деловое описание включает в себя
перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его
качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.
Пример делового описания предмета
Пенал
План
1. Для
чего предназначен пенал.
2. Материал,
из которого сделан пенал.
3. Из
каких частей состоит пенал.
4. Форма,
размер, цвет.
Пенал
– очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные
принадлежности.
Мой
пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки –
линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное
отделение для ластика.
Пенал
имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть
сантиметров.
В
художественном описании преобладает авторский подход к изображению,
стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.
Пример художественного описания
Липовые
яблоки
План
1. Размер
и цвет липовых яблок.
2. С
чем сравнивается яблоко.
3. Описание
спелого липового яблока.
Липовые
яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на
солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки.
Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.
(По
В. Солоухину)
Повествование – это тип речи, в котором
говорится о последовательных действиях и событиях.
В
тексте-повествовании обычно выделяются три части:
1) начало;
2) основная
часть;
3) концовка.
Собирая
материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими
вопросами:
1. О
каком событии вы хотите рассказать?
2. Почему
вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?
3. Были
ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?
4. Когда
и где происходили события? Кто в них участвовал?
5. Что
послужило завязкой событий?
6. Когда
события достигли наивысшего напряжения?
7. Чем
они закончились?
8. Что
поучительного в том, что вы рассказали?
9. В
какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее
представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?
Пример текста-повествования
Теплинка
План
1. Что
мы сделали сначала.
2. Что
мы стали делать потом.
3. Как
мы клали веточки.
4. Что
произошло с теплинкой.
Сначала
мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной
спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их
клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.
Постепенно
наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.
(По
В. Солоухину)
Рассуждение – это тип речи, целью
которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли,
доказательство какого-либо утверждения.
Такой
тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать
выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:
1) тезис
(высказывается какая-то мысль);
2) доказательство
этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);
3) вывод
или заключение.
В
тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя,
несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых,
в-третьих.
Пример текста-рассуждения
Морские разбойники
План
1. Акулы
– хищные рыбы.
2. Почему
акул называют морскими разбойниками.
3. Акулы
– опасные рыбы.
Акула
– это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.
Во-первых,
они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их
сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна
моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие,
похожие на ножи плавники.
Именно
поэтому акул считают опасными рыбами.
Средства художественной выразительности
Сочинения
пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и
чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы
достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной
выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты,
олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной,
выделяющейся.
Слова
в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или
явления. Например: зеркало озера.
Сравнение – это изобразительный приём,
который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например:
Лес, точно терем расписной... (И. Бунин)
Эпитет – это образное определение
предмета или явления. Например: мармеладное настроение.
Олицетворение – наделение предметов,
животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум
водопада.
Восклицательные
предложения
служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции.
Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М.
Лермонтов)
Самопроверка
Самопроверка
– важный этап для речевого развития.
Перечитайте
текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место
читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал
автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?
После
повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова
и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить
дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап – исправление
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
|